Результаты исследований - этап III

В ходе следующего, 3-го этапа эксперимента была проведена замена приборов учащимся по следующей схеме:

группа А получила "КИТ" желтый,
группа В – "КИТ" розовый
группа С – "КИТ" синий"

Третий этап эксперимента длился немногим более месяца. Через 37 дней были произведены контрольные замеры по показателям, включенным в эксперимент с самого начала.
Изначально упоминалось, что по показателям реакции сердечно-сосудистой системы учащиеся имели неудовлетворительные результаты. Это касалось также и реакции на физическую нагрузку и стресс. После получения учащимися модуляторов стала наблюдаться заметная динамика в сторону улучшения данных показателей. Мы не можем утверждать, что действие приборов полностью исключило все негативные симптомы, но стало очевидным приближение показателей к оптимальным величинам.

На физическую нагрузку реакция сердечно-сосудистой системы в группе А от начала эксперимента до конца возросла в лучшую сторону на 1,03; в группе В – на 0,54; в группе С – на 0,69 е.д.

Показатель устойчивости на стресс в группе А улучшился на 0,35; в группе В – на 0,03; в группе С – на 0,39 е.д.

В оценке показателей работы нервной системы также наблюдался заметный прогресс. Такой важный показатель, как подвижность нервных процессов, улучшился во всех группах, а именно: в группе А – на 1,2, в группе В – на 1,1, в группе С – на 1,2 е.д.

Такая же положительная динамика наблюдалась и в показателях оценки точности восприятия времени и реальности пространства. Возрос объем кратковременной слуховой памяти: в группе А – на 2,4, в группе В – на 1,9, в группе С – на 2,2 знаков.

Во всех диагностируемых группах (А, В и С) возросли показатели скорости информационного поиска, что является весьма благоприятным фактором адаптации школьников к постоянному увеличению объема учебной информации.
Очень важным этапом нашей работы было изучение влияния действия модуляторов на умственную работоспособность учащихся. Можем отметить, что положительная динамика присутствовала в каждой группе А, В и С.

Мы можем утверждать, что возросла пропускная способность зрительных анализаторов: в группе А – на 0,75, в группе В – на 0,66, в группе С – на 0,55 бит/сек.

Показатель точности обработки информации поднялся во всех группах до 0,99 (максимально - 1).
Коэффициент уравновешенности нервных процессов является очень важным фактором сбалансированности нервной системы. После взаимодействия с модуляторами этот показа-тель улучшился в группе А на 25,4 %, в группе В – на 24,7 %, в группе С – на 121 %, чт о является великолепным результатом

Индивидуальные показатели учащихся, принимавших участие в эксперименте, этап III.

Условные обозначения, применяющиеся в таблице:

1) ПР-2 – реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку;
2) ПР-3 – показатель стрессовоустойчивости сердечно-сосудистой системы;
3) Подвижность НП – определение подвижности нервных процессов;
4) Т-время – определение реальности восприятия времени;
5) Оценка пространства – определение реальности пространственных ощущений;
6) Объем памяти – определение объема кратковременной слуховой памяти;
7) Информационный поиск – определение скорости информационного поиска;
8) S – определение пропускной способности зрительного анализатора;
9) Кт – коэффициент точности обрабатываемой информации;
10) Кп – коэффициент подвижности нервных процессов;
11) Ку – коэффициент уравновешенности нервных процессов;
12) Кз – критерий адаптационных возможностей организма

Индивидуальные показатели учащихся группы А после замены «КИТа» розового на «КИТ» желтый – этап III

Фамилия
Имя
ПР-2 ПР-3 Подвиж-ность НП Т
(время)
%
Оценка простра - нства % Объем памяти
(Знаков)
Информа - ционный поиск S
Бит/сек
Кт Кп Ку
%
Кз
Щербаков Игорь
1,28 0,84 6,5 96 94,5 7 7 2,50 0,98 1,95 90 2,34
Корниюк Олеся
1,38 0,98 6,2 95 96,0 7 7 2,60 0,98 1,75 71 2,29
Славкина Наташа
2,10 0,98 7,1 95 96,8 8 8 3,00 0,99 1,94 91 2,35
Минеева Светлана
2,10 0,89 6,9 98 98,0 7 8 2,66 1 1,98 88 2,31
Буянова Женя
0,78 0,80 7,2 95 98,0 8 8 3,58 1 1,99 93 2,47
Арчакова Елена
2,10 0,89 8,1 98 90,0 8 8 3,50 1 1,78 95 2,43
Савельева Татьяна
1,30 0,85 6,5 98 96,0 7 8 3,11 0,99 1,99 98 2,11
Ненашев Алексей
0,22 0,48 6,9 98 96,0 7 8 2,88 1 1,99 98 0,45
Богданова Елена
1,50 0,95 6,5 90 94,3 7 7 3,20 1 1,91 92 1,78
Смирнов Дмитрий
0,99 0,98 6,7 98 94,0 7 8 3,40 1 1,97 95 1,74
Средний балл
1,37 0,86 6,9 96 95,4 7,3 7,7 3,04 0,99 1,93 91 2,03

Отзывы участников - группа А, этап III

Щербаков Игорь: "После получения прибора несколько ухудшилась успеваемость, но стали лучше результаты по физкультуре. Стали лучше отношения с учителями и друзьями".
Ненашев Алеша: "Несколько ухудшилась успеваемость***, но необыкновенно улучшились успехи в занятии радиоэлектроникой".
Корнеюк Олеся: "Третий прибор не оказал на меня особого влияния, но в том, что он работал, я не сомневаюсь".
Минеева Света: "После получения "желтого Кита", я начала чувствовать положительные перемены моего здоровья".
Славкина Наташа: "Заметно улучшилось здоровье и самочувствие".
Арчакова Елена: "После получения "желтого Кита" со мной произошли следующие изменения: меня обошла стороной эпидемия гриппа, хотя я общалась в обществе больных людей, улучшились показатели занятий спортом, поприбавилось оптимизма, постоянно чувствую себя бодрой и веселой".

*** вполне может быть, что это связано с концом учебного года (накопившаяся усталость) и началом летнего периода (май - июнь у некоторых детей сопровождаются нежелание учиться).

Индивидуальные показатели учащихся группы В после замены «КИТа» синего на «КИТ» розовый– этап III

Фамилия
Имя
ПР-2 ПР-3 Подвиж-ность НП Т
(время)
%
Оценка простра - нства % Объем памяти
(Знаков)
Информа - ционный поиск S
Бит/сек
Кт Кп Ку
%
Кз
Дудка
Артем
1,4 0,15 6,8 95 98 7 7 2,56 1 1,84 89 1,03
Горбунова Дарья
1,2 1,01 6,8 94 95 7 8 2,78 1 1,91 89 2,01
Мартынцев Дима
0,7 0,98 6,7 90 97 7 6 2,56 0,99 1,89 88 2,11
Популех Артем
1,5 0,83 6,9 95 98 6 7 2,95 1 1,98 98 2,13
Старостенко Катя
1,8 1,05 6,5 93 99 6 7 3,01 0,99 1,88 90 1,99
Самсонова Женя
1,5 0,75 6,3 93 92 7 7 2,99 1 1,74 96 1,98
Сидоров Павел
0,8 1,05 7,8 93 98 6 8 3,95 0,99 1,87 96 2,09
Никифоров Андрей
1,1 0,99 7,1 95 90 7 8 2,98 1 1,77 91 1,88
Савин Анатолий
1,4 0,91 6,6 95 98 7 8 2,69 0,99 1,75 90 1,98
Ивлева Алена
1,5 0,98 6,3 98 91 7 7 2,98 1 1,89 98 1,32
Средний балл
1,29 0,87 6,8 94,1 95,6 6,7 7,3 2,95 0,99 1,85 92,5 1,85

Отзывы участников - группа В, этап III

Самсонова Женя: «Получила «Кит-4» розовый. Заметила, что улучшились отношения с близкими друзьями и родными. Улучшился и нормализовался сон. Я стала более спокойной и уравновешенной".
Старостоенко Катя: «Улучшился сон. Я стала очень спокойной. Для окружающих кажется, что я разленилась. Хотя мне кажется, что я нахожусь в состоянии высшей комфортности».
Горбунова Даша: «Я и раньше свободно общалась с людьми, но теперь я общаюсь даже с теми людьми, с которыми раньше даже не здоровалась. Я считаю это хорошим результатом».
Ивлева Алена: «Никогда не думала, что неким мистическим способом были восстановлены разрушенные связи с моими старыми подругами. Все получилось как-то само по себе. И все это прошло без лишних извинений и унижений».
Полулех Артем: «Особых изменений не произошло, если не считать, что я стал понимать своего младшего брата».
Индивидуальные показатели учащихся В после получения прибора – 3

Индивидуальные показатели учащихся группы С после получения прибора – этап III

Фамилия
Имя
ПР-2 ПР-3 Подвиж-ность НП Т
(время)
%
Оценка простра - нства % Объем памяти
(Знаков)
Информа - ционный поиск S
Бит/сек
Кт Кп Ку
%
Кз
Киселев
Антон
0,32 0,98 6,7 93 93 7 8 2,68 1 2,07 98 1,01
Лапшов Алеша
2,01 0,89 6,8 95 95 7 6 3,01 1 1,87 95 1,34
Тюрин
Максим
1,61 0,86 7,3 96 94 7 7 2,77 1 2,06 92 1,22
Паламарчук Максим
1,99 0,89 7,2 96 96 7 7 2,87 0,99 2,01 95 2,01
Тупиков
Роман
0,74 0,98 7,3 97 93 7 8 2,88 1 2,06 98 1,11
Кузин
Александр
0,61 0,68 6,9 95 96 7 7 2,69 0,98 2,02 95 1,58
Сергеев Иван
1,23 0,88 6,8 97 93 7 6 2,86 0,98 2,04 97 1,59
Киселев
Павел
2,31 0,98 6,5 94 96 7 7 2,68 1 1,89 92 1,98
Бошаров Алексей
1,62 0,69 7,9 96 94 7 7 3,12 0,99 2,08 95 1,87
Фролов
Николай
1,41 0,79 7,3 95 92 7 7 2,98 1 1,99 95 1,67
Средний балл
1,38 0,86 7,1 95,4 94,2 7 7,1 2,85 0,99 2,01 95,2 1,54

Отзывы участников - группа С, этап III

Киселев Антон: «Даже за этот короткий промежуток времени я почувствовал заметное обострение интуиции и улучшение памяти».
Киселев Павел: « По-моему, этот прибор работает лучше всех предыдущих. Только в конце года я обратил внимание на то, что стал лучше учиться».
Сергеев Иван: «За время ношения «ясная голова», «бешеная трудоспособность» и никаких болевых ощущений».
Кузин Саша: «Приятное улучшение самочувствия. Стал проявлять больше интереса к логическим дисциплинам».
Тюрин Максим: «Появилась цель в жизни. Я примерно знаю, как ее достичь. Я знаю, что это случилось благодаря действию прибора».

Подводя итоги, хочется упомянуть положительную тенденцию в изменениях одного, на наш взгляд, из наиболее важных показателей, отражающего общий уровень здоровья всех основных систем организма - критерий адаптационных способностей человека.
До начала эксперимента во всех наблюдаемых группах мы определили этот показатель как «недостаточный» (по шкале оценки, разработанной проф. Р.М. Баевским), что говорит о низких адаптационных возможностях организма участников эксперимента.
На последних стадиях эксперимента во всех группах А, В и С данный показатель переместился в область, соответствующую оценке «удовлетворительно», что является весьма хорошим результатом, если учесть столь короткий интервал времени использования модуляторов.

Анализы и выводы

После окончания эксперимента мы можем смело утверждать, что во всех группах, использовавших прибор, налицо улучшения физиологических функций организма, чего нельзя сказать о контрольной группе, где динамики улучшения показателей практически не наблюдалось.
На наш взгляд, наиболее активно во время эксперимента протекали процессы в сфере умственной работоспособности и работе нервной системы.

Проанализировав анкеты учащихся, где они высказывали собственные субъективные ощущения, и сопоставив их с полученными результатами, можно говорить о направленности действия модуляторов типа «КИТ-4»:

• синий «Кит-4»: улучшает подвижность нервных процессов, усиливает работоспособность, формирует стремление к лидерству и желание добиваться результатов;
• «Кит-4» желтый: уравновешивает нервные процессы, улучшает сон и память, усиливает тонус и бодрость духа;
• «Кит-4» розовый: успокаивает нервную систему, гармонизирует отношения с друзьями, родными, нейтрализует ссоры, снижает риск конфликтных ситуаций.

Отрадно заметить благоприятное действие модуляторов Лаборатории Инфотех на учащихся во время эпидемии гриппа: учащиеся испытательных групп либо не заболевали гриппом, либо быстро от него излечивались.

И последнее, что хотелось бы отметить, все учащиеся, работающие с модуляторами, заметно улучшили свои учебные показатели по основным предметам.