Результаты исследований - этап III
В ходе следующего, 3-го этапа эксперимента была проведена замена приборов
учащимся по следующей схеме:
группа А получила "КИТ" желтый,
группа В – "КИТ" розовый
группа С – "КИТ" синий"
Третий этап эксперимента длился немногим более месяца. Через 37 дней
были произведены контрольные замеры по показателям, включенным в эксперимент
с самого начала.
Изначально упоминалось, что по показателям реакции сердечно-сосудистой
системы учащиеся имели неудовлетворительные результаты. Это касалось
также и реакции на физическую нагрузку и стресс. После получения учащимися
модуляторов стала наблюдаться заметная динамика в сторону улучшения
данных показателей. Мы не можем утверждать, что действие приборов полностью
исключило все негативные симптомы, но стало очевидным приближение показателей
к оптимальным величинам.
На физическую нагрузку реакция сердечно-сосудистой системы в группе
А от начала эксперимента до конца возросла в лучшую сторону
на 1,03; в группе В – на 0,54; в группе С
– на 0,69 е.д.
Показатель устойчивости на стресс в группе А улучшился
на 0,35; в группе В – на 0,03; в группе С
– на 0,39 е.д.
В оценке показателей работы нервной системы также наблюдался заметный
прогресс. Такой важный показатель, как подвижность нервных процессов,
улучшился во всех группах, а именно: в группе А – на 1,2,
в группе В – на 1,1, в группе С – на 1,2
е.д.
Такая же положительная динамика наблюдалась и в показателях оценки
точности восприятия времени и реальности пространства. Возрос объем
кратковременной слуховой памяти: в группе А – на 2,4,
в группе В – на 1,9, в группе С – на 2,2
знаков.
Во всех диагностируемых группах (А, В и С) возросли показатели скорости
информационного поиска, что является весьма благоприятным фактором адаптации
школьников к постоянному увеличению объема учебной информации.
Очень важным этапом нашей работы было изучение влияния действия модуляторов
на умственную работоспособность учащихся. Можем отметить, что положительная
динамика присутствовала в каждой группе А, В и С.
Мы можем утверждать, что возросла пропускная способность зрительных
анализаторов: в группе А – на 0,75, в группе
В – на 0,66, в группе С – на 0,55
бит/сек.
Показатель точности обработки информации поднялся во всех группах до
0,99 (максимально - 1).
Коэффициент уравновешенности нервных процессов является очень важным
фактором сбалансированности нервной системы. После взаимодействия с
модуляторами этот показа-тель улучшился в группе А на 25,4
%, в группе В – на 24,7 %, в группе С – на
121 %, чт о является великолепным результатом
Индивидуальные показатели учащихся, принимавших участие в эксперименте,
этап III.
Условные обозначения, применяющиеся в таблице:
1) ПР-2 – реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую
нагрузку;
2) ПР-3 – показатель стрессовоустойчивости сердечно-сосудистой системы;
3) Подвижность НП – определение подвижности нервных процессов;
4) Т-время – определение реальности восприятия времени;
5) Оценка пространства – определение реальности пространственных ощущений;
6) Объем памяти – определение объема кратковременной слуховой памяти;
7) Информационный поиск – определение скорости информационного поиска;
8) S – определение пропускной способности зрительного анализатора;
9) Кт – коэффициент точности обрабатываемой информации;
10) Кп – коэффициент подвижности нервных процессов;
11) Ку – коэффициент уравновешенности нервных процессов;
12) Кз – критерий адаптационных возможностей организма
Индивидуальные показатели учащихся группы А после замены «КИТа»
розового на «КИТ» желтый – этап III
Фамилия
Имя |
ПР-2 |
ПР-3 |
Подвиж-ность НП |
Т
(время)
% |
Оценка простра - нства % |
Объем памяти
(Знаков) |
Информа - ционный поиск |
S
Бит/сек |
Кт |
Кп |
Ку
% |
Кз |
Щербаков Игорь |
1,28 |
0,84 |
6,5 |
96 |
94,5 |
7 |
7 |
2,50 |
0,98 |
1,95 |
90 |
2,34 |
Корниюк Олеся |
1,38 |
0,98 |
6,2 |
95 |
96,0 |
7 |
7 |
2,60 |
0,98 |
1,75 |
71 |
2,29 |
Славкина Наташа |
2,10 |
0,98 |
7,1 |
95 |
96,8 |
8 |
8 |
3,00 |
0,99 |
1,94 |
91 |
2,35 |
Минеева Светлана |
2,10 |
0,89 |
6,9 |
98 |
98,0 |
7 |
8 |
2,66 |
1 |
1,98 |
88 |
2,31 |
Буянова Женя |
0,78 |
0,80 |
7,2 |
95 |
98,0 |
8 |
8 |
3,58 |
1 |
1,99 |
93 |
2,47 |
Арчакова Елена |
2,10 |
0,89 |
8,1 |
98 |
90,0 |
8 |
8 |
3,50 |
1 |
1,78 |
95 |
2,43 |
Савельева Татьяна |
1,30 |
0,85 |
6,5 |
98 |
96,0 |
7 |
8 |
3,11 |
0,99 |
1,99 |
98 |
2,11 |
Ненашев Алексей |
0,22 |
0,48 |
6,9 |
98 |
96,0 |
7 |
8 |
2,88 |
1 |
1,99 |
98 |
0,45 |
Богданова Елена |
1,50 |
0,95 |
6,5 |
90 |
94,3 |
7 |
7 |
3,20 |
1 |
1,91 |
92 |
1,78 |
Смирнов Дмитрий |
0,99 |
0,98 |
6,7 |
98 |
94,0 |
7 |
8 |
3,40 |
1 |
1,97 |
95 |
1,74 |
Средний балл |
1,37 |
0,86 |
6,9 |
96 |
95,4 |
7,3 |
7,7 |
3,04 |
0,99 |
1,93 |
91 |
2,03 |
Отзывы участников - группа А, этап III
Щербаков Игорь: "После получения прибора несколько ухудшилась
успеваемость, но стали лучше результаты по физкультуре. Стали лучше
отношения с учителями и друзьями".
Ненашев Алеша: "Несколько ухудшилась успеваемость***, но
необыкновенно улучшились успехи в занятии радиоэлектроникой".
Корнеюк Олеся: "Третий прибор не оказал на меня особого
влияния, но в том, что он работал, я не сомневаюсь".
Минеева Света: "После получения "желтого Кита",
я начала чувствовать положительные перемены моего здоровья".
Славкина Наташа: "Заметно улучшилось здоровье и самочувствие".
Арчакова Елена: "После получения "желтого Кита"
со мной произошли следующие изменения: меня обошла стороной эпидемия
гриппа, хотя я общалась в обществе больных людей, улучшились показатели
занятий спортом, поприбавилось оптимизма, постоянно чувствую себя бодрой
и веселой".
*** вполне может быть, что это связано с концом учебного года (накопившаяся
усталость) и началом летнего периода (май - июнь у некоторых детей сопровождаются
нежелание учиться).
Индивидуальные показатели учащихся группы В после замены «КИТа»
синего на «КИТ» розовый– этап III
Фамилия
Имя |
ПР-2 |
ПР-3 |
Подвиж-ность НП |
Т
(время)
% |
Оценка простра - нства % |
Объем памяти
(Знаков) |
Информа - ционный поиск |
S
Бит/сек |
Кт |
Кп |
Ку
% |
Кз |
Дудка
Артем |
1,4 |
0,15 |
6,8 |
95 |
98 |
7 |
7 |
2,56 |
1 |
1,84 |
89 |
1,03 |
Горбунова Дарья |
1,2 |
1,01 |
6,8 |
94 |
95 |
7 |
8 |
2,78 |
1 |
1,91 |
89 |
2,01 |
Мартынцев Дима |
0,7 |
0,98 |
6,7 |
90 |
97 |
7 |
6 |
2,56 |
0,99 |
1,89 |
88 |
2,11 |
Популех Артем |
1,5 |
0,83 |
6,9 |
95 |
98 |
6 |
7 |
2,95 |
1 |
1,98 |
98 |
2,13 |
Старостенко Катя |
1,8 |
1,05 |
6,5 |
93 |
99 |
6 |
7 |
3,01 |
0,99 |
1,88 |
90 |
1,99 |
Самсонова Женя |
1,5 |
0,75 |
6,3 |
93 |
92 |
7 |
7 |
2,99 |
1 |
1,74 |
96 |
1,98 |
Сидоров Павел |
0,8 |
1,05 |
7,8 |
93 |
98 |
6 |
8 |
3,95 |
0,99 |
1,87 |
96 |
2,09 |
Никифоров Андрей |
1,1 |
0,99 |
7,1 |
95 |
90 |
7 |
8 |
2,98 |
1 |
1,77 |
91 |
1,88 |
Савин Анатолий |
1,4 |
0,91 |
6,6 |
95 |
98 |
7 |
8 |
2,69 |
0,99 |
1,75 |
90 |
1,98 |
Ивлева Алена |
1,5 |
0,98 |
6,3 |
98 |
91 |
7 |
7 |
2,98 |
1 |
1,89 |
98 |
1,32 |
Средний балл |
1,29 |
0,87 |
6,8 |
94,1 |
95,6 |
6,7 |
7,3 |
2,95 |
0,99 |
1,85 |
92,5 |
1,85 |
Отзывы участников - группа В, этап III
Самсонова Женя: «Получила «Кит-4» розовый. Заметила, что улучшились
отношения с близкими друзьями и родными. Улучшился и нормализовался
сон. Я стала более спокойной и уравновешенной".
Старостоенко Катя: «Улучшился сон. Я стала очень спокойной. Для
окружающих кажется, что я разленилась. Хотя мне кажется, что я нахожусь
в состоянии высшей комфортности».
Горбунова Даша: «Я и раньше свободно общалась с людьми, но теперь
я общаюсь даже с теми людьми, с которыми раньше даже не здоровалась.
Я считаю это хорошим результатом».
Ивлева Алена: «Никогда не думала, что неким мистическим способом
были восстановлены разрушенные связи с моими старыми подругами. Все
получилось как-то само по себе. И все это прошло без лишних извинений
и унижений».
Полулех Артем: «Особых изменений не произошло, если не считать,
что я стал понимать своего младшего брата».
Индивидуальные показатели учащихся В после получения прибора – 3
Индивидуальные показатели учащихся группы С после получения
прибора – этап III
Фамилия
Имя |
ПР-2 |
ПР-3 |
Подвиж-ность НП |
Т
(время)
% |
Оценка простра - нства % |
Объем памяти
(Знаков) |
Информа - ционный поиск |
S
Бит/сек |
Кт |
Кп |
Ку
% |
Кз |
Киселев
Антон |
0,32 |
0,98 |
6,7 |
93 |
93 |
7 |
8 |
2,68 |
1 |
2,07 |
98 |
1,01 |
Лапшов Алеша |
2,01 |
0,89 |
6,8 |
95 |
95 |
7 |
6 |
3,01 |
1 |
1,87 |
95 |
1,34 |
Тюрин
Максим |
1,61 |
0,86 |
7,3 |
96 |
94 |
7 |
7 |
2,77 |
1 |
2,06 |
92 |
1,22 |
Паламарчук Максим |
1,99 |
0,89 |
7,2 |
96 |
96 |
7 |
7 |
2,87 |
0,99 |
2,01 |
95 |
2,01 |
Тупиков
Роман |
0,74 |
0,98 |
7,3 |
97 |
93 |
7 |
8 |
2,88 |
1 |
2,06 |
98 |
1,11 |
Кузин
Александр |
0,61 |
0,68 |
6,9 |
95 |
96 |
7 |
7 |
2,69 |
0,98 |
2,02 |
95 |
1,58 |
Сергеев Иван |
1,23 |
0,88 |
6,8 |
97 |
93 |
7 |
6 |
2,86 |
0,98 |
2,04 |
97 |
1,59 |
Киселев
Павел |
2,31 |
0,98 |
6,5 |
94 |
96 |
7 |
7 |
2,68 |
1 |
1,89 |
92 |
1,98 |
Бошаров Алексей |
1,62 |
0,69 |
7,9 |
96 |
94 |
7 |
7 |
3,12 |
0,99 |
2,08 |
95 |
1,87 |
Фролов
Николай |
1,41 |
0,79 |
7,3 |
95 |
92 |
7 |
7 |
2,98 |
1 |
1,99 |
95 |
1,67 |
Средний балл |
1,38 |
0,86 |
7,1 |
95,4 |
94,2 |
7 |
7,1 |
2,85 |
0,99 |
2,01 |
95,2 |
1,54 |
Отзывы участников - группа С, этап III
Киселев Антон: «Даже за этот короткий промежуток времени я почувствовал
заметное обострение интуиции и улучшение памяти».
Киселев Павел: « По-моему, этот прибор работает лучше всех предыдущих.
Только в конце года я обратил внимание на то, что стал лучше учиться».
Сергеев Иван: «За время ношения «ясная голова», «бешеная трудоспособность»
и никаких болевых ощущений».
Кузин Саша: «Приятное улучшение самочувствия. Стал проявлять
больше интереса к логическим дисциплинам».
Тюрин Максим: «Появилась цель в жизни. Я примерно знаю, как ее
достичь. Я знаю, что это случилось благодаря действию прибора».
Подводя итоги, хочется упомянуть положительную тенденцию в изменениях
одного, на наш взгляд, из наиболее важных показателей, отражающего общий
уровень здоровья всех основных систем организма - критерий
адаптационных способностей человека.
До начала эксперимента во всех наблюдаемых группах мы определили этот
показатель как «недостаточный» (по шкале оценки, разработанной проф.
Р.М. Баевским), что говорит о низких адаптационных возможностях организма
участников эксперимента.
На последних стадиях эксперимента во всех группах А, В и С данный показатель
переместился в область, соответствующую оценке «удовлетворительно»,
что является весьма хорошим результатом, если учесть столь короткий
интервал времени использования модуляторов.
Анализы и выводы
После окончания эксперимента мы можем смело утверждать, что во всех
группах, использовавших прибор, налицо улучшения физиологических функций
организма, чего нельзя сказать о контрольной группе, где динамики улучшения
показателей практически не наблюдалось.
На наш взгляд, наиболее активно во время эксперимента протекали процессы
в сфере умственной работоспособности и работе нервной системы.
Проанализировав анкеты учащихся, где они высказывали собственные субъективные
ощущения, и сопоставив их с полученными результатами, можно говорить
о направленности действия модуляторов типа «КИТ-4»:
• синий «Кит-4»: улучшает подвижность нервных процессов, усиливает
работоспособность, формирует стремление к лидерству и желание добиваться
результатов;
• «Кит-4» желтый: уравновешивает нервные процессы, улучшает сон и память,
усиливает тонус и бодрость духа;
• «Кит-4» розовый: успокаивает нервную систему, гармонизирует отношения
с друзьями, родными, нейтрализует ссоры, снижает риск конфликтных ситуаций.
Отрадно заметить благоприятное действие модуляторов Лаборатории Инфотех
на учащихся во время эпидемии гриппа: учащиеся испытательных групп либо
не заболевали гриппом, либо быстро от него излечивались.
И последнее, что хотелось бы отметить, все учащиеся, работающие с модуляторами,
заметно улучшили свои учебные показатели по основным предметам.
|